Вторник, 16.07.2019, 09:00

МАДОУ Детский сад № 31 "Гусельки"

Меню сайта
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Логопед

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ

РЕЧИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

 

Развитие словаря в процессе предметно-практической деятельности.

Ребенка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребенком, признаки предметов, признаки действий.

Речь развивается лучше во время деятельности. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. В этом возрасте больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики; легкие в сборе пирамидки, состоящие из нескольких колец,, вкладывающиеся друг в друга коробочки разного размера и др. подобные игрушки, с которыми можно что-то построить, составить, перестроить. Все действия с этими игрушками, игры будут способствовать развитию не только мелкой моторики, но и речи, особенно если рядом будет взрослый, который прокомментирует все действия ребенка: насыпал, высыпал, налил, вылил, перелил.

Одевая малыша, называйте  предметы одежды, просите принести кофточку, платье, шапочку. Слова следует употреблять в их точном значении: не стоит кепку называть шапкой, чашку – кружкой, блюдце – тарелкой. Следует помнить, что лучше сразу научить правильно, чем потом переучивать, тем более что бытовой словарь усваивается именно в период от города до двух лет. Расширению пассивного и активного словаря ребенка способствуют игры – шутки с названиями вещей, находящихся в комнате.

Очень важным моментом развития активной речи является побуждение к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, довольствуется только  выполнением действия, то можно ожидать разрыва между уровнем развития пассивной и активной речи, и тогда вместо ожидаемого умения говорить после одного года придется ждать до двух-двух с половиной лет.

 

              РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНОК

 

В первой половине второго года малыша нужно приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу картинки, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т.д. Убедившись, что малыш знает названия картинок, можно спросить его: «Что тут нарисовано? А это кто?» Обязательно нужно сопоставлять разные изображения одного и того же предмета, чтобы ребенок выходил на первый уровень обобщения.

Для дифференциации названий сходных предметов (например, имеющих одинаковую форму) тоже полезны сопоставления, рассматривание таких картинок парами.

Происходит обучение элементарному способу сравнения предметов с нахождением отличного. Пусть этот процесс будет осуществляться только взрослым: «Посмотри, это яблоко, а это апельсин. Яблоко зеленое, а апельсин оранжевый»

 

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ.

 

Когда в речи ребенка начнут появляться первые фразы, полезно давать им образцы оформленных  двусоставных предложений. Все, детские фразы переводятся на грамматически оформленный язык: «Дзика би-би»,- говорит ребенок. «Правильно, машина едет»,- соглашается взрослый. Если быть последовательным в таких разговорах с ребенком, скоро можно будет убедиться, что малыш продвинулся в оформлении фразы и начал использовать окончания. Затем фраза дополняется до трех слов с помощью прямого дополнения: «Мама моет чашку», «Папа читает книгу».  Предложения с такой структурой часто встречаются в бытовой речи и поэтому воспринимаются, а затем начинают употребляться довольно рано. Чтобы развить умение ребенка строить фразу из трех слов с прямым дополнением, нужно, во-первых, сопровождать речью такие ситуации, когда можно употребить эту структуру. Например, малыш строит башню из кубиков. Мама восхищается: «Костя построил башню!» Или папа приглашает ребенка рассматривать картинки в книге: «Сейчас папа почитает книгу, неси книгу».  Во-вторых, нужно учить ребенка называть деятеля, действие и объект действия при рассматривании простой сюжетной картинки. С данной структурой удобно составлять предложения по сюжетным картинкам, изображающим, кто что ест.

Родительский падеж с предлогом «У» закрепится в речи, если малышу показывать картинки, на которых нарисованы животные с детенышами. «Вот кошка. У кошки котенок. Вот собачка. У собачки щенок».

Понимание формы дательного падежа возникает, если часто пользоваться такими конструкциями: «Иди к маме», «Дать Ване кашки?» «Принеси папе газету» «Дай бабушке очки» и т.д. Малыша, выполнившего подобные просьбы, надо похвалить, приговаривая: «Молодец, помог бабушке, папе». В активную речь данную форму можно вводить с помощью вопросов, предлагающих возможность выбора: «К папе или маме пойдешь на ручки?» «Бабушке или дедушке покажешь картинку». Можно играть с малышом в мяч, перекатывая его по ковру друг к другу и сопровождая игру речью «К Машеньке покатился мячик. А теперь к маме».  Скоро и ребенок начнет повторять это сопровождение. Кстати, называть ребенка в этом возрасте надо только по имени, не употреблять местоимение. Малыш вас не поймет если ему сказать «ты». Себя он тоже называет в третьем лице по имени.

Для развития пространственных представлений ребенка нужно научить понимать значение предлогов в, на, над, под, около, у, за.

Это обучение происходит во время игр с пирамидами, кубиками, матрешками, мячами. «Поставь маленький кубик на большой. Достань мяч из-под стола. Уложи куклу в кроватку. Возьми книжку со стола и принеси маме». После игры попросите ребенка убрать игрушки: машинку поставить на полку, книжки сложить в шкаф, кубики собрать в коробку. Во время свободной игры малыша с игрушками уже можно спросить, где у него машинка, на чем стоит матрешка,куда спрятался зайка, то есть побуждать к использованию предлогов в активной речи.

 

 

             ЧТЕНИЕ РЕБЕНКУ ПЕРВЫХ КНИГ

Первые книжки должны быть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками. Вначале книжки содержат минимум текста, только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним. Первыми книжками для чтения должны стать народные потешки. В тексте потешек  очень много слов, приближенных к детской речи: киса, зайка, Петя (петушок), что тоже облегчает понимание текста ребенком. Кроме того, большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к разговорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.

Кроме текстов потешек, малышам второго года жизни можно читать русские народные сказки «Репка» «Колобок» «Курочка Ряба» «Теремок», английские народные песенки в переводах С. Маршака и К. Чуковского, другие народные потешки, стихотворения А.Барто «Игрушки».

При подборе книг для чтения взрослый в первую очередь должен руководствоваться соображениями доступности текста. Если же малыш готов к восприятию более сложных сказок, стихов – не задерживайтесь долго, расширяйте круг его чтения. Главное сейчас – приучить малыша слушать чтение, сделать так, чтобы он любил это занятие, стремился к нему.

Ни в коем случае не отказывайте ребенку, кода он просит почитать книжку, поверьте, что отрицательное отношение к чтению вы можете сформировать у него именно сейчас, ведь дети берут пример со взрослых. Если чтение - обременительное занятие для вас, то почему оно сделается желанным в свое время для вашего подросшего ребенка?